Главная О проекте Сочинения Картины О художниках Методическая страница О жанрах
 

 

 

Пейзаж

Пейзаж – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа (дикая или преображенная человеком). Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), а также морские виды (марина). Иногда пейзаж выступает в качестве важной составляющей (фона) живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведений.

Отдельное художественное произведение соответствующего жанра также называется пейзажем. Очевидно, что подобное определение термина обуславливает его точную временную датировку. В качестве самостоятельной жанровой разновидности пейзаж существует в европейском искусстве с 17 века, получив особенно широкое развитие в голландской живописи этого времени (у Ван – Гойена, Я. Рейсдаля и др.) Поскольку голландские художники писали свои пейзажи на небольших полотнах, их стали называть «малыми голландцами». Они создавали проникновенные и нежные картины природы, став родоначальниками жанра в европейском искусстве. Для этого была разработана техника передачи свето - воздушной перспективы с помощью системы оттенков – валёров. До 17 века пейзаж обычно служил лишь фоном для тематической картины или портрета.

Гораздо раньше возникает самостоятельный пейзаж в китайском искусстве (ещё в 6 веке, в эпоху Тан), где он достигает исключительной одухотворённости и поэтичности. На него оказала влияние и буддийская религия, с которой связано представление о природе как части мироздания. Человек должен представлять с природой единое целое и уметь видеть прекрасное и значительное даже в самом обыденном, например смене года. Практическим же решением явилось создание пейзажей типа «шань - шуй» (дословно «горы - воды»).





Создание настроения и определённого впечатления сказалось в отсутствии чётко выраженных пространственных планов: одна часть картины плавно перетекает в другую, дополняясь надписями (в том числе и стихотворного характера) и символическими обозначениями (горной сосны, бамбука, дикой сливы). Среди выдающихся мастеров китайского пейзажа – Го – Си (9 век), Ма – Юань, Ся - Гуй (11 - 13 век), Му – Ци (12 век).

Обострённая графичность, но уже в виде традиции сохранилась в японском пейзаже (Сэссю, 15 век), для которого характерно выделение декоративных мотивов (в 18 – 19 веке), повышенная роль человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ).

Для европейского пейзажа 17 века характерно существование двух типов его видения – идиллического и героического. В это же время появляется и так называемый видовой пейзаж – он представлен графическими листами, выполненными с натуры при помощи камеры - обскуры. Именно видовой пейзаж уже в 18 веке сыграл решающую роль в становлении пейзажной живописи в России.

Романтическое направление в живописи также вызвало развитие интереса к пейзажу. Это прежде всего идиллические виды с различного рода руинами. Они стали своего рода переходным этапом на пути становления реалистического пейзажа 19 века. В это время данный жанр становится повсеместно распространённым. Подход художника к образу природы делается всё более дифференцированным и психологически содержательным; развиваются и крепнут отдельные разновидности пейзажа: парковый, городской, марина. Реалистический пейзаж этого времени, правдиво передавая характер местности, выражал вместе с тем эмоциональное отношение человека к природе. Именно так изображена природа Дж. Тёрнером, особенно любившим так называемые переходные состоянии – закаты, восходы, сумерки, туманы.





У художников – романтиков пейзаж становится важным средством восприятия чувства любви к родине и формирования демократических умонастроений (Констебль, Боннингтон, художники барбизонской школы). Эта роль пейзажа характерна и для русской живописи. Наиболее ясно она выступает в искусстве И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова и других русских пейзажистов круга передвижников. В их произведениях пейзаж становится средством для выражения очень глубокого гражданского содержания.

В живописи французских пейзажистов середины 19 века он нередко становится предлогом для разработки чисто живописных задач. Крупными мастерами пейзажа были художники – импрессионисты – К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей. Они считали, что работать над пейзажем надо только на пленэре. Стремясь зафиксировать тончайшие изменения в природе, они создавали серии картин, объединённых одним мотивом. Любопытно, что они с одинаковым интересом относились как к сельскому, так и к городскому пейзажу. Художники, испытавшие влияние символизма, как, например, П. Гоген, придавали образам природы почти человеческую одушевлённость. Подобный подход особенно характерен для пейзажей финских и шведских мастеров. Они часто создавали не реальные, а вымышленные пейзажи («пейзажи-мечты»). Похожие картины вы, возможно, видели и у М. Чюрлёниса.

Для пейзажа 20 века характерно сосуществование разнообразных направлений в пейзажной живописи. Это и пейзажные мотивы в картинах В. Кандинского, и острые, эмоциональные пейзажи экспрессионистов (М.Утрилло). Совершенно иной подход виден, например, у Р. Кента, для которого образы природы являются своеобразной антитезой городской цивилизации.

Развитие пейзажа как особого жанра в советском искусстве также отличалось многообразием форм. Крупные советские пейзажисты: В. Н. Бакшеев, С.В. Герасимов, В. В. Мешков, Г.Г. Нисский, Н. М. Ромадин и другие.


 
© Проект Цепковой Евгении 2008