Главная О проекте Сочинения Картины О художниках Методическая страница О жанрах
 

 

 

Портрет

Портрет – изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.

Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Для этого выступает в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не только внешний вид облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.

Каждый портретируемый несёт в себе как субъективно – авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи становятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура портретируемого. Однако приёмы воспроизведения человека формировались постепенно, поскольку и осознание его индивидуальности как предмета изображения произошло не сразу. История портрета – это практически история живописи, формирование форм, техники письма, цветового решения.

Типология портрета также складывалась исторически и определялась в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей. Так, различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (Фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные и в полный рост, анфас, в профиль.





Портреты выполняются на медалях, геммах, в виде портретной миниатюры. Портрет может быть индивидуальным или изображать одновременно несколько людей (быть двойным или групповым – включать не менее трёх персонажей). Специфический вид портрета – автопортрет. Существует и сатирический портрет, где негативные черты модели обуславливают появление портретной карикатуры – шаржа.

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей – фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур.

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.Портрет – изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.

Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Для этого выступает в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не только внешний вид облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.

Каждый портретируемый несёт в себе как субъективно – авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи становятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура портретируемого. Однако приёмы воспроизведения человека формировались постепенно, поскольку и осознание его индивидуальности как предмета изображения произошло не сразу. История портрета – это практически история живописи, формирование форм, техники письма, цветового решения.

Типология портрета также складывалась исторически и определялась в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей. Так, различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (Фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные и в полный рост, анфас, в профиль.

Портреты выполняются на медалях, геммах, в виде портретной миниатюры. Портрет может быть индивидуальным или изображать одновременно несколько людей (быть двойным или групповым – включать не менее трёх персонажей). Специфический вид портрета – автопортрет. Существует и сатирический портрет, где негативные черты модели обуславливают появление портретной карикатуры – шаржа.

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей – фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур.

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг знаний портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выраженной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла). Только в 4 веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Софокл, Еврипид, Александр Македонский).

В собственном смысле слова этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве. Для римского портрета характерно с самого начала (2 век до нашей эры) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, хотя на лицо и некоторое обобщение.





Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам, нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближённых, донаторов). Это вовсе не означало упадка жанра; напротив, художники и здесь смогли проявить свою индивидуальность, сохранив внимание к изобразительной стороне (об этом говорит тщательная прорисовка фона, одежды портретируемых). Вместе с тем они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворениями определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни. Кроме того, именно в это время начинает развиваться групповой портрет (правитель и его окружение).

В то же самое время, несмотря на следование канону, китайские средневековые мастера (особенно периода Сун, 10 – 13 века) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчёркивая в своих моделях именно индивидуальное начало.

Особого искусства достигают мастера портретной миниатюры Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Камеледдин Бехзад), Ирака (Реза Аббаси), Индии.

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся началом и центром земного бытия. Поэтому и изображение его внутреннего мира, сложных душевных переживаний, описание бытовой среды доминировали в это время. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным (мифологическим). Примеры тому – живопись С. Боттичелли, статуи Донателло, медали Пизанелло.

Мастера Высокого Возрождения- Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

Нидерландские (Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецкие художники (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) развили идею соотнесённости человека с внешним миром и вписали его не только в конкретно - бытовую среду, но и в систему мироздания. При этом, как и художники Возрождения, они использовали мифологические сюжеты, вводили в свои произведения аллегорические фигуры или наделяли портретируемых условными чертами древних героев. Последняя особенность будет прежде всего развита художниками эпохи Просвещения.

Отражение внутренней идеи художественного образа стало главным для художников периодов маньеризма. Драматической заострённостью изображаемых чувств отличается портрет этого времени.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, ставшего продолжателем традиций Возрождения и маньеризма. Его творчество отличается резкими ракурсами и неестественно вытянутыми пропорциями, что вместе с драматизмом и скрытым динамизмом изображаемого обуславливает глибину восприятия модели. Эль Греко продолжает игру со светом, но строит свои композиции не на принципе гармонии, а на идее контраста.

В сложные и противоречивые отношения с окружающим миром вступают модели Рембрандта и Д. Веласкеса (16 – 17 века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, весёлое и трагическое.

Многомерность окружающего мира и изменчивость душевных состояний модели в сочетании с ярким, красочным цветовым решением находят решение в портретах П. П. Рубенса или в тонкой прорисовке характеристик у А. ван Дейка.

Подобное развитие портрета привело к эволюции его выразительных средств, придавших изображению большую жизненность, а также к разработке станковых форм автопортрета (у Рембрандта, ван Дейка, Н. Пуссена).

Гуманистические идеалы эпохи Просвещения обуславливали реалистическую проработку модели с тенденцией к совершенствованию её внутреннего мира при острой аналитичности изображаемого (живопись и станковая графика М. К. де Латура, пластика Ж. А. Гудона, пастели Ж. Перонно – Франция; У. Хогарт, Дж. Рейнольдс, Т. Гейнсборо - Англия).

В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. Это прежде всего парусина, в которой слиты приёмы реалистической живописи и иконы. От парусины чётко прослеживаются два направления – к провинциальному и парадному портретам. В провинциальном портрете преобладают камерные настроения, портретируемый предстаёт таким, каким он был в повседневной жизни.

Развитие парадного портрета характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Поэтому он и давался в образе условной, аллегорической фигуры (портреты Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, пластика Ф. Шубина, гравюры Е. Чемесова).

Период классицизма и влияние идей Великой французской революции отразились в создании как романтически приподнятых фигур (Э. Делакруа), так и ярко сатирических образов (творчество Ф. Гойи).

Развитие идей романтизма ярко отразилось в портретах созданных Т. Жерико и Э. Делакруа – Франция, К. Брюллова, О. Кипренского, отчасти В. Тропинина – Россия, Ф. Рунге – Германия.

Социальная значимость личности доминировала в период реализма. Именно в это время при общности идеи доминируют разные стилевые системы – передвижников в России, творчество А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Саржента, Дж. Уистлера, Т.Эйкинса – в США. Благодаря разработке искусства портрета практически складываются национальные школы живописи. Важно, что именно русская школа (И. Репин, И. Крамской) предложила разработку разных социальных типов.

Рубеж 19 – начала 20 века, на первый взгляд, привёл к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Внимание сосредотачивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров – Э. Дега, А. Тулуз – Лотрек, М. Шагал, П. Пикассо. Искусство всё больше приобретает интернациональный характер. А. Модильяни демонстрирует сочетание портрета как реального, так и воображаемого.

Вместе с тем русская школа, сохранив академическую правильность изображения модели, ввела и новые принципы, свойственные авангардному искусству, что отразилось в тщательной проработанности фигур, а также в особом отношении к фону, интерьеру, обрисовке атрибутов портретируемого (В. Серов, М. Врубель, Б. Кустодиев, С. Малявин, А. Архипов).

В 20 веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием, среди его авторов – живописцы М. Нестеров, И. Бродский, Д. Жилинский, скульпторы С. Коненков, В. Мухина, Е. Вучетич, Н. Томский, график Г. С. Верейский.


 
© Проект Цепковой Евгении 2008