Главная О проекте Сочинения Картины О художниках Методическая страница О жанрах


Методическая страница

  • УРОК ПО КАРТИНЕ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»

  • УРОК ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА «МАРТ» (1895)

  • УРОК ПО КАРТИНЕ В.Д. ПОЛЕНОВА "МОСКОВСКИЙ ДВОРИК"

  • УРОК ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

  • УРОК ПО КАРТИНЕ В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

  • УРОК ПО КАРТИНЕ И.Е. РЕПИНА «ОСЕННИЙ БУКЕТ»

  • УРОК ПО КАРТИНЕ И.К. АЙВАЗОВСКОГО «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»

  • УРОК ПО КАРТИНЕ В.А. СЕРОВА «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»
  •  

     

     

    Методическая страница

    Лариса ВЕРЕЩАГИНА

    УРОК ПО КАРТИНЕ И.К. АЙВАЗОВСКОГО
    «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»



    I. Вступительная часть.

    На экран проецируется картина «Девятый вал»(см. раздел проекта «Картины»).

    Ученики определяют жанр картины. Звучит краткое сообщение об особенностях пейзажного жанра, история его развития (для этого можно использовать материал раздела «О жанрах»). Очень интересна может быть электронная презентация картин, выполненная под музыку.

    Можно посоветовать такой подбор картин: китайский пейзаж, японский пейзаж, пейзаж Рейсдаля, пейзаж Тёрнера, Констебля, пейзажи русских художников И. Шишкина, Саврасова, А. Куинджи, пейзажи импрессионистов К. Писарро, А.Сислея. Это сообщение с презентацией можно заранее поручить подготовить хорошему ученику, владеющему навыками работы с компьютерными технологиями, посоветовав, конечно, необходимые картины.

    Просмотр презентации может сопровождаться вопросами: Что меняется от картине к картине? Как развивается европейский и русский пейзаж?

    Другой вариант презентации: не останавливаясь на этапах развития пейзажа, сделать подборку только маринистов и сравнить с Айвазовским ( художники Л. Лагорио, А. Боголюбов, Р. Судковский) II. На экран снова возвращается картина Айвазовского «Девятый вал».

    Звучит вопрос: Кто, прослушав сообщение о пейзажной живописи, запомнил, как называется морской пейзаж? В тетрадь записывается общее определение пейзажа и определение марины.

    Чтение стихотворения.

    Что общего в изображении моря?

    Можно сообщить, что морская стихия в XIX веке ассоциировалась с борьбой и мужеством, вошла в русскую поэзию и народные песни. Какие чувства и ощущения вызывает у вас эта картина? (год написания 1850)

    Возможные ответы учеников:

    Чувство свободы и одновременно страха за людей, оказавшихся на обломках корабля, ощущение грандиозности стихии, могущества природы и затерянности человека.

    Картины Айвазовского независимо от времени их создания выдержаны в каком-либо определенном тоне. Он смешивал большое количество краски нужного цвета для неба и воды и потом сгущал или просветлял тон, добавляя соответствующий цвет или прибавляя черную или белую краску. В этой гамме он писал не только воду и небо, но и земля, горы, скалы. Этим приемом он достигал большой обобщенности, цельности живописного впечатления.

    Небо Айвазовский пишет в один прием, в один слой краски, и это придает ему легкость и прозрачность. Совсем по-другому пишется море: сначала он прописывает форму волны, потом прорабатывает детали, например, кружево пены, и только потом наносит блики.

    Он постиг все многообразие морской и воздушной стихии.

    Сам Айвазовский: «Мои картины отличаются силой света, светом солнца, луны , а также волны и пена морская»

    Литература:

    наверх  

     
    © Проект Цепковой Евгении 2008