Мой Лермонтов
Мцыри – Герой и Нашего Времени
Лирическая поэма «Мцыри», ставшая не только шедевром творчества поэта М.Ю. Лермонтова, но и одним из красивейших произведений всей русской литературы, несмотря на то что была написана почти два столетия назад, остаётся актуальной и по сей день, хотя прошли времена знаменитого «золотого века», а идеал лирического героя уже давно канул в Лету.
Являясь продолжателем свободолюбивых, патриотических стремлений Пушкина и поэтов-декабристов, Лермонтов развивает в «Мцыри» идеи мужества, протеста и борьбы за свободу. Не эти ли черты присущи большинству Героев нашего времени (впрочем, как и любого другого)?
У Лермонтова же все эти качества воплощает в себе юноша Мцыри, монах поневоле, но в душе – воин.
Монастырь – тюрьма для Мцыри: душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», – это, как сказали бы сейчас, единственное, что у него осталось своего, единственное, чего не смогли отнять у него те, кто на всю жизнь обрёк его на монашеско-затворническое существование в чужой стране, служение «чужому» богу. Оно вызвано страстным естественным порывом к настоящей, не скованной строгими уставами монастыря и не ограниченной его стенами, жизни.
«У каждого свой «крест», - говорили христианские святые.
Но и у каждого из нас свой «монастырь» - вот почему даже сейчас людей привлекают такие герои, как Мцыри, борющиеся за свой выбор, превозмогающие обстоятельства и продолжающие свой путь к своей «родной земле». Каждый из нас делает свой выбор. Возможность выбора преследует нас повсюду, это наш способ творить свою судьбу своими руками. Выбор между смирением и протестом, между привычкой и стремлением к идеалу, между решением сдаться или стоять до последнего, - каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось выбирать между этими понятиями. Даже смерть Мцыри является закономерным концом его стремления и борьбы – его Выбором. Он не испытывает ни малейшего сожаления о том, что всё произошло именно так, как произошло, единственная жалость – из-за того, что он так и не достиг своей цели – Кавказа. Но всё равно «таких две жизни за одну, но только полную тревог» он променял бы, если б мог.
Но не буду так драматизировать произведение, тем более что герой, о котором я рассуждаю, – всего лишь литературный персонаж, и таких (к моему великому сожалению) не встретишь в реальной жизни. Ведь «герой», «борец» или «избранный» – это всего лишь квинтэссенция неких качеств, собранных в одном человеке. Персонаж становится реальным человеком только тогда, когда не его качества «делают его», а его решения характеризуют его личность. В этом, кстати, Лермонтову стоит отдать должное, несмотря на то что Мцыри – собрание положительных характеристик, он не шаблонен, а напротив – он выглядит живым человеком и действует как живой человек. В решении задачи «оживления» персонажа поэту помогают описания природы.
Именно великолепные картины Кавказа смягчают повествование, обволакивают суть и идею поэмы в уникальную живописную образную упаковку. С другой стороны, сама природа, с которой мечтал сродниться Мцыри, передаёт нам настроения героя и всего живого мира в данный момент. К примеру: стремление к свободе в Мцыри было настолько сильно, что он «как брат обняться с бурей был бы рад», в то время как монахи, испуганные грозой, молились, прося о пощаде. В это время Мцыри полностью сливается с самой природой, освобождается от цепей, связывающих его с прошлой жизнью и вообще со всем человечеством.
В результате основная идея и способ её передачи через описание природы создают в нашем воображение единый образ человека, прожившего свою жизнь согласно своим убеждениям, выбору и желаниям, человека, достигшего своей мечты…
Белоглазова Катя – 11а
|
|