Главная О проекте Сочинения Картины О художниках Методическая страница О жанрах


О художниках

  • Биография И. К. Айвазовского

  • Биография И. И. Левитана

  • Биография М. В. Нестерова

  • Биография И. Е. Репина

  • Биография В. А. Серова

  • Биография В. М. Васнецова

  • Биография В. Д. Поленова

  • Биография В. И. Сурикова
  •  

     

     

    Биография Нестерова

    Биография Михаила Васильевича Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь эпох. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у Василия Перова, Алексея Саврасова и И. М. Прянишникова (1877-1881, 1884-1886), в Петербургской АХ у П. П. Чистякова (1881-1884), входил в Товарищество художественных передвижных выставок (ТПХВ) (как экспонент - с 1889 года, в качестве члена - с 1896 по 1901 год) и был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Поздний же этап его творчества приходится уже на 1930-е годы.

    В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886).

    М. В. Нестеров. Благословение Христом отрока.

    М. В. Нестеров. Благословение Христом отрока. 1926 г. Холст, масло.
    Церковно-археологический кабинет Духовной академии.
    Сергиев Посад

    Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла ("Пустынник", 1888;"Видение отроку Варфоломею", 1889-90; "Под благовест", 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.

    М. В. Нестеров. Страстная седмица.

    М. В. Нестеров. Страстная седмица. 1933 г. Холст, масло.
    Церковно-археологический кабинет Духовной академии.
    Сергиев Посад

    Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). И даже портреты его часто связаны с тем же православно-церковным кругом ("Философы", "Архиепископ", оба 1917).

    С москвичами из Союза русских художников Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX века грусть по нравственному идеалу и полноте бытия.

    М. В. Нестеров. Осень в деревне.

    М. В. Нестеров. Осень в деревне. 1942 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва

    В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х годов - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х годах он целиком сосредоточится на образе человека.

    наверх  

     
    © Проект Цепковой Евгении 2008