Главная О проекте Сочинения Картины О художниках Методическая страница О жанрах


О художниках

  • Биография И. К. Айвазовского

  • Биография И. И. Левитана

  • Биография М. В. Нестерова

  • Биография И. Е. Репина

  • Биография В. А. Серова

  • Биография В. М. Васнецова

  • Биография В. Д. Поленова

  • Биография В. И. Сурикова
  •  

     

     

    Биография Васнецова

    Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

    Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники - все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

    Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

    Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни. Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

    В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей "простых сословий" - рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877, Государственный Русский музей).

    В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Еще в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз "Княжеская иконописная мастерская".

    Первая историческая картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880, Государственная Третьяковская галерея) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание "Слово о полку Игореве" привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее "необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью", другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

    В 1885 его году пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей - Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

    Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину "Иван-царевич на Сером волке" (Государственная Третьяковская галерея) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к "Песне про купца Калашникова" (1891).

    В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту - строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной "Богатыри", эскиз к которой был сделан много лет назад.

    На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина "Царь Иван Васильевич Грозный" (Государственная Третьяковская галерея). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

    Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

    Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

    Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году "Богатыри" заняли почетное место в Третьяковской галерее.

    Максим Горький восторженно писал о художнике: "Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия".

    В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами - "Баян" (1910, Государственный Русский музей), "Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917-1926), "Царевна Несмеяна" (1914-1926) - и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

    Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника Нестерова, Васнецов скончался.

    наверх  

     
    © Проект Цепковой Евгении 2008